ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА В ГЕОРГИЕВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 
                                Четверг, 18.04.2024, 14:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Главная » Файлы » Мои файлы

Разъяснения положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
01.03.2018, 10:52

333_1.jpg

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

 

г. Москва, 117342, улица Бутлерова, 17
Тел.: +7 495 134-33-30

E-mail: mail@eseur.ru www.eseur.ru

Председателям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза

 

28 декабря 2017 г. № 604

Уважаемые коллеги!

 

В адрес Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации поступают обращения от членов Профсоюза по вопросу правомерности применения положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении руководителей образовательных организаций (в том числе их заместителей, руководителей структурных подразделений) и членов их семей – педагогических работников, работающих в одной организации.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ), в статье 1 которого установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций (статья 3 Закона об образовании в РФ).

Правовой статус руководителя образовательной организации определен в статье 51 Закона об образовании в РФ. Согласно части 6 статьи 51 Закона об образовании в РФ права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. Одновременно, в статьях 26, 28 Закона об образовании в РФ установлено, что разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров и распределение должностных обязанностей отнесено к компетенции образовательной организации, в лице ее единоличного исполнительного органа – руководителя, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона об образовании в РФ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Часть 3 статьи 51 Закона об образовании содержит ограничение на занятие должности руководителя образовательной организации, которое состоит в запрете занимать указанную должность лицам, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ст. 331, 331.1 ТК РФ).

Положения статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) накладывают также ограничения на занятие трудовой деятельностью на иных работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Данные ограничения установлены для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Иных ограничений на занятие педагогической и иной деятельности с участием несовершеннолетних законодательство РФ не содержит.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ряде статей (например, статьи 7.1, 12.2, 12.4 и др.) определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы.

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе статус государственного служащего и ограничения, связанные с гражданской службой, определяются Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», главой 3Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Одновременно, статус муниципального служащего и соответствующие ограничения определены главой 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Следует учитывать, что в вышеназванных федеральных законах, в части запретов, связанных с прохождением государственной или муниципальной службы, государственная служба и муниципальная служба противопоставляются иной оплачиваемой деятельности, в том числе преподавательской и научной.

Таким образом, руководитель образовательной организации и иные педагогические работники не имеют отношения к государственной гражданской службе или муниципальной службе и не являются государственными и муниципальными служащими.

Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие конфликта интересов, по которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно пункту 33 статьи 2 Закона об образовании в РФ конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Необходимо учитывать, что Трудовым Кодексом Российской Федерации обязанность сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, установлена только для работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний (статья 349.1 ТК РФ).

Из вышеизложенного следует, что действие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не должно распространяться на педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений образовательных организаций, деятельность которых и правовой статус регулируется законодательством об образовании.

Дополнительно сообщаем, что приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1070[1], которым утвержден перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобрнауки России, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, касается обязательности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не распространяется на педагогических работников.

 

 
 

 

 

Заместитель Председателя Профсоюза                               Т.В. Куприянова

 

 

 

[1] Приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1070 «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, порядка представления гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2014 № 31290)

Категория: Мои файлы | Добавил: svmih
Просмотров: 324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

   Категории раздела

  
Мои файлы [22]

Наш опрос

  
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42

   Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта